MathCAD

       

Экспертная оценка качества чего-либо[14]


Качество есть качество. Качество нельзя измерить[15], но можно оценить. Существуют две формы оценки качества: лингвистическая и количественная. В первом случае качество определяют словами: например, «качество высокое», «среднее», «низкое» и т.д. Во втором случае качество оценивают по некоторой условной шкале числом K (0 ? K ? M, где M - высший балл в числовой оценке качества). Например, «пять», как в российской, или 100 как в английской школах.

Для оценки качества привлекаются эксперты. Экспертной оценке качества могут быть подвергнуты товары и услуги, проекты и законы, знания и квалификация, выступления фигуристов, гимнастов или вокалистов и многое другое.

В повседневной жизни при принятии решения можно исходить из лингвистической оценки качества: мы покупаем хороший чай или инструмент высокого качества

(если позволяют средства). Однако есть такие задачи, в решении которых лучше руководствоваться количественной оценкой качества. Кроме того, обычно лингвистические оценки строятся на основе экспертных количественных оценок. Так, качество выпускника английского университета и достоинство диплома, который он получает, определяется по следующей шкале:



Средний балл в интервале оценок

по 100-бальной шкале

Достоинство диплома

(лингвистическая оценка)

90 - 100

С отличием

85 - 90

Первой ступени А

80 - 85

Первой ступени Б

70 - 80

Второй ступени

менее 70

Обычный

Независимо от объекта, качество которого подлежит экспертной оценке, методика ее получения в основе своей одинакова.

Рассмотрим задачу оценки деловых качеств руководителя (менеджера). Для оценки потребуются модель качества менеджера, эксперты и математическая обработка результатов работы экспертов.

Модель качества специалиста может быть представлена в виде некоторого набора важнейших качественных параметров (качеств), характеризующих его профессиональный уровень, личностные, деловые качества и предопределяющих успешную работу в рассматриваемой сфере деятельности.


Допустим, что этот набор включает следующие качества:
1) уровень и качество образования, опыт практической работы,
2) эрудиция, знания и умения в своей и смежных сферах деятельности,
3) обучаемость и способность обучать,
4) культурный уровень, моральные стандарты,
5) физическое и психологическое здоровье, возраст,
6) характер, отношение к окружающим,
7) умение руководить,
8) амбициозность, стремление к лидерству,
9) способность к риску,
10) динамизм (способность оценивать и принимать изменения внутренней и    внешней среды).
Эксперты располагают данными (анкеты, опросные листы, результаты тестов и прочее), позволяющими оценить по пятибалльной системе степень принадлежности качества кандидату. Пятибалльная система привычна и обеспечивает возможность представительной оценки степени принадлежности качества кандидату, например, по следующему алгоритму:

Принадлежность качества кандидату
Оценка в баллах
отсутствует
1
проявляется в слабой степени
2
проявляется
3
проявляется явно
4
присуще в полной мере
5

Результатом работы экспертов станет таблица оценок каждого из десяти качеств модели каждым экспертом[16]
(количество экспертов определяется важностью решения и средствами, выделенными  на экспертизу).

Содержание раздела